Разнообразие в трактовке современной советской тематики
Гарин нашел много смешных деталей, много эксцентрических положений и для роли адъютанта. Но чем ярче играл актер, тем сильнее нарушалась композиция вещи, тем досаднее адъютант вытеснял поручика Киже. В конечном счете фильм ушел от повести и проиграл от этого. Мысль о бесчеловечности монархического строя полностью донесена не была. Поэтому все эксцентрические находки Гарина, вся ироничность музыки Прокофьева, все оптические фокусы Кальцатого, лишенные четкой идейной направленности, приобрели самодовлеющее значение. И критика не без оснований обвинила фильм в формализме.
Рядом с несомненным успехом «Нового Гулливера» и «Горячих денечков», «Марионеток» и «Гармони» противоречия «Поручика Киже» выглядели как неудача, даже провал. В кинематографической среде, правда, находились сторонники этого фильма, но у широкого зрителя он популярности не приобрел. Но сейчас, по пришествии четверти века, при неоспоримости недостатков этого фильма все же его опыт представляется мне положительным. Это был смелый поиск в необычной, редкой области исторической комедии.
Разнообразие в трактовке современной советской тематики и зарубежного материала, появление исторической комедии, множество свежих, необычных жанровых комедийных форм, изобилие новых творческих приемов, стилистических находок - вот что характеризует период 1933-1935 гг., счастливый период юности советской звуковой кинокомедии. Эта счастливая пора отличалась расцветом не только комических жанров. Во всем мире с успехом шла проблемная драма «Путевка в жизнь». В драматическом фильме «Встречный» были созданы полные жизни образы советских рабочих. «Окраина», «Иван», «Три песни о Ленине» означали большие сдвиги в решении современной и историко-революционной тематики средствами художественного и документального киноискусство. Классические произведения Островского, Салтыкова-Щедрина, Достоевского нашли свое убедительное выражение в звуковом кино. Наконец, в конце 1934 г. вышел великий шедевр советского искусства - фильм «Чапаев», а в 1935 г. были одержаны внушительные победы на Московском и Венецианском Международных кинофестивалях. На этом гребне, как это часто бывает в искусстве, поднялись, прославились многие мастера, определившие своим творчеством дальнейшие судьбы советского кино. Это была эра подъёма искусства в целом для кинематографии.
Просмотров: 1128 | | |